понедельник, 2 июня 2014 г.

ФИЛИП ЯНСИ. ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ "СПОСОБНА ЛИ МОЛИТВА ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ?"

ПРАВИЛЬНО ЛИ Я МОЛЮСЬ?

Начинающие молитвенники часто беспокоятся о том, правильно ли они молятся (вероятно, они читали в книгах или слышали во время богослужений красноречивые и выразительные молитвы). Такие робкие верующие никогда не молятся вслух и даже в своих личных молитвах часто не способны произнести ни звука, опасаясь неверными словами оскорбить совершенного Бога. Что ж, многие из нас становятся косноязычными даже при встрече со знаменитостью местного масштаба - а уж тем более при встрече с Богом ("Разве мои слова стоят Его времени и внимания?") Могу посоветовать одно: успокойтесь. Вряд ли можно найти единый рецепт "единственно правильной молитвы". Я слышал благостные молитвы благочестивых душ и яростные вопли жертв несправедливости, отчаянные мольбы гонимых и возносящуюся к небесам литургию англиканской церкви, механическое повторение зазубренной молитвы и глубокую личную молитву на языке, которого не знает никто. Молитва может быть монотонной или страстной, спокойной или экзальтированной, экстатической хвалой или смиренным покаянием, просьбой о победе или жалобой на поражение. Мы очень разные. У нас разные характеры, по-разному складываются наши жизни. Кому-то комфортно молиться в поезде по дороге на работу, кому-то - во время кормления ребенка. Один молится на рассвете, едва проснувшись и посвящая наступающий день Господу. Другой сделает перерыв в полдень, чтобы обсудить с Богом прошедшие часы и помолиться о том, что еще предстоит сегодня. Мы не вправе сравнивать молитвы и решать, какая из них лучше, а какая хуже. Малообразованные и никому неизвестные верующие имеют не меньше (а иногда даже больше) шансов стать великими молитвенниками, чем профессиональные служители церкви. Лютер, который проводил в молитве в среднем 2 часа в день, утверждал: "Чем меньше слов, тем лучше молитва". Действительно, самыми действенными молитвами в Библии оказались две самые короткие: молитва мытаря и молитва благоразумного разбойника (Лк.18:13-14, 23:40-43). Совет Лютера был реакцией на присущие той эпохе долгие показные и неискренние молитвы, которые делали людей лицемерами. По сути дела Лютер призывал: "Молитесь искренне. Думайте о Боге, к которому вы обращаетесь, а не о людях, которые могут вас услышать". Никто из нас не обязан быть копией другого человека. Но каждый призван
стать неповторимой личностью, которую замыслил Господь. Томас Мертон, американский поэт, крупнейший католический писатель 20 века, монах - траппист и богослов, различал ложное "я" - маску, которую мы показываем миру, - и истинное "я", о котором известно только Богу. Он утверждал: "Для меня быть святым - значит быть самим собой". Я уже давно понял, что мне никогда не сравняться с моей женой в ее природных навыках социального работника и сотрудника хосписа. Когда я встречаю человека в отчаянном положении, я начинаю его расспрашивать, мысленно делая заметки и стараясь представить себе картину в целом. А когда с таким человеком беседует Джанет, она сразу же настраивается на его проблемы. Наш подход к молитве тоже разный: я склонен молиться по расписанию, а она - внезапно, по вдохновению, в любое время. Как бы люди ни молились, существует лишь одно непременное требование - быть искренним перед Богом. Как выразилась профессор теологии Роберта Бонди: "Если вы молитесь, то это уже правильно"... Разнообразие молитвы сохраняется и в наше время. В России во времена богослужения в православном соборе я слышал безутешный плач старушек, которые, как мне показалось, едва ли понимали хоть одно слово из молитвенных песнопений на церковнославянском языке. В Чикаго я был на собрании корейской церкви - громкие молитвы и пение гимнов продолжались всю ночь. В некоторых афроамериканских церквях с трудом можно расслышать слова молитвы из-за непрестанных восклицаний "Аминь!" или "Господи, услышь!". Члены китайских домашних церквей в Германии перенесли в эмиграцию строгие правила, которым следовали у себя на родине: нередко они постятся и молятся по трое суток подряд. В англиканской церкви молящиеся во время молитвы встают, в Африке - пляшут. Иисус дал нам образец молитвы - Молитву Господню - всего лишь несколько правил. Его учение сводится к трем главным принципам: молитва должна быть искренней, простой и постоянной. Иисус подчеркивал, что в молитве мы приходим к Богу, как дети к любящему Отцу, Который от всего сердца о нас заботится. Он полюбил нас прежде, чем мы обрели способность ответить на Его любовь. Спросите у молодых родителей: "Как правильно должен к вам обращаться ваш годовалый ребенок?" Вероятно, они посмотрят на вас с недоумением: "В каком смысле - правильно?" Родители делают все от них зависящее, чтобы быть постоянно с ребенком и откликаться на его нужды. Иисус сказал, что если уж земной отец отвечает на просьбы детей не с враждебностью, а с сочувствием - то тем более Бог откликнется на мольбы Своих детей. "Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, - призывает нас автор послания к Евреям, - чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евреям 4:16)

Комментариев нет: